1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Королево, ч.2: коллективизация, цыганский табор, Пічайдово / ФОТО

24.12.2015 13:07 Общество Эксклюзив Голос Карпат

В очередном очерке краевед Иван Биланчук в историческом ракурсе прослеживает основные факторы влияния на судьбу крупнейшего поселка на Виноградовщине.

В очередном очерке краевед Иван Биланчук в историческом ракурсе прослеживает основные факторы влияния на судьбу крупнейшего поселка на Виноградовщине.

( Продолжение). Первую часть истории Королева предлагаем читать здесь.

22 октября 1944 года село освобождено частями Красной армии. 54 жители были мобилизованы как «добровольцы», 9 из них погибли. В 1944 году из села интернировали 77 мужчин, в основном венгров и немцев, из которых 34 погибли.

Коллективизация в Королеве проходила нелегко. Колхоз был создан 28 октября 1948 года, членами которого сначала были 10 человек. В 1950 году небольшие сельхозартели Королева, Веряці, Бугорков объединились в один колхоз им. Шевченко. В 1960 году на базе колхозов им. Шевченко, им. Чапаева (с. Черна), им. Горького (с. Новоселица), им. Мичурина (с. Хижина) был создан совхоз им. Шевченко, реорганизованный в 1976 году в совхоз-завод. Он имел 4 отделения. Производственные направления – садоводство и виноградарство, выращивали зерновые культуры, развивали животноводство (на фермах было более 1700 голов крупного рогатого скота). Совхоз имел два цеха по переработке винограда и фруктов. В подвалах созревало вино различных марок, в том числе и знаменитая «Роза Закарпатья».

Королево известен и своим цыганским табором. Своей истории цыгане не знают. Как и все цыгане, они вели кочевой образ жизни. И почему-то остановили свой выбор на Королеве и стали его постоянными жителями, как и вторая группа – в Подвиноградове. Сами себя они чаще называют «ромами». «Ромы» - такое название за ними признала и ООН.

Ромы в Королеве появились сравнительно недавно. Во время войны их было несколько семей. В 1956 году, поддавшись на агитацию, они поехали искать счастья на казахскую целину. Но через год почти все вернулись. Тогда их было полсотни. Им выделили место для поселения на бывшем пустыре. Так начинался здешний лагерь. За послевоенные годы ромский община выросла более чем в 50 раз и насчитывает сейчас около 3000 человек. Это стало возможным в основном за счет высокой рождаемости (этому способствует украинское законодательство, которое стимулирует семьи, где много детей). Уже сейчас почти каждый третий житель Королева – ром. Если так будет продолжаться и дальше, то не за горами время, когда они составят большинство в поселке.

Королевские цыгане являются особенными по многим причинам. Они принадлежат к наиболее консервативной цыганской группы «келделарі», которые пришли из Румынии и говорят своим диалектом цыганского языка, они едва понимают ромов соседних сел и районов, хотя большинство других закарпатских цыган разговаривают только на венгерском или украинском.

Их яркие длинные юбки и платки привлекают внимание и подчеркивают их самобытность. Правда, мужчин уже можно узнать лишь за обувью, которое изготовлено вручную из разноцветной кожи и улыбкой золотых коронок, которые являются их визитной карточкой.

Второй визитной карточкой королевских цыган является их ремесло – бляхарство (водосточные желоба и желоба, тепші (дека). Их знают не только на Закарпатье и в Украине, но и в европейской части России.

Значительная часть ромов автомобили, в зажиточной части – это престижные иномарки. Абсолютное большинство ромов верующие – евангелистские христиане-баптисты. Именно это повлияло на королевских цыган коренным образом. Они под влиянием религии почти не употребляют алкогольных напитков, не воруют и не безобразничают.

Королевские ромы отличаются от других образом жизни. Если у большинства из нас цыганский табор ассоциируется с саманными лачугами часто без дверей и окон, то в Королеве это благоустроенные улицы с добротными домами, значительная часть которых двухэтажные. Но, кроме застройки, цыгане активно скупают дома по всему поселку и даже в Виноградове. Так, напротив районо выросли два здания странной архитектуры, которые принадлежат королевским цыганам.

Руководит лагерем «биров» - староста, сейчас это Адальберт Шомовк. Хотя особых претензий к жителям лагеря нет, но не всем нравится, что они массово начали скупать дома. В последнее время их начинают подозревать в нелегальном бизнесе, о чем свидетельствует внезапное обогащение определенной их части. Это дает им возможность пользоваться услугами белого населения. Все дома им строят местные мастера, а дома прислуживают женщины, в основном королівчанки. Это, а также пренебрежительное отношение к соседям, и значительная самоизоляция даже в церковной жизни , вызывает определенное раздражение у коренных жителей поселка.

Проблемами ромов остается образование и здоровье. Традиционно они не приучены к систематическим занятиям на одном месте. Это касается и работы, и в не меньшей степени, обучение. Сейчас, когда они стали верующими, нужно знать читать Библию, чтением они в основном овладевают. Считать также знают, так любят бизнес. Но не больше. Образ жизни, ранние браки, большое количество детей и, видимо, генетическая предрасположенность не делают их здоровее. Особенно это заметно в районной больнице, где в каждом отделении преобладают цыганки из Королева и Підвиноградова.

В поселке есть культовые сооружения многих конфессий. Как уже упоминалось, когда село было на левом берегу Тисы, но из-за частых наводнений был перенесен на правый берег. Церковь и дома перевезли через Тису на плотах. В 1751 году в Королеве стояла деревянная церковь, покрытая соломой, в посредственном состоянии, с одним колоколом, украшена малыми образами, построена в 1723 году. Священник был Иоанн Слесарь, посвящен в Польше митрополитом Шептицким. В 1775 году говорилось о том, что парафия происходит с 1723 года, а старая деревянная церковь требует ремонта. В 1797 году государственная комиссия решила, что в Королеве следует построить каменную церковь, а перенести в существующую Веряці, но неизвестно было ли это сделано. В 1847 году вновь говорится о деревянную церковь.

 

Нынешняя церковь Вознесения Господня построена в 1865 году каменной базилічною сооружением. На барочном завершены башни выложено год перекрытия жестью - 1910, а над входом – дата последнего ремонта в 1986 году. Электричество к церкви провели в 1937 году. С 1923 по 1949 год в церкви служил а. Иван Ляхович, который воз'єднався с православием. В 1949 году церковь была подчинена Московскому патриархату. После легализации греко-католической церкви не удалось ввести даже поочередное богослужение. Она и в дальнейшем остается в пользовании православной общины. Обслуживает верующих о. Константин Цуцков.

Религиозные потребности другой части православных христиан справляют в церкви по улице Ломоносова.

Это своеобразная церковь. Прежде всего потому, что инициатором ее сооружения а. Петр Ивашко, он же и отдал свою землю под храм решили освятить в честь Всех Святых. Сначала богослужение проводилось под навесом, затем в 2008 году начали строительство церкви, первый этаж закончили в 2011 и освятили в честь Александра Невского. Теперь верующие молятся в ней. Одновременно ведется строительство второго этажа. Обслуживают эту православную общину в. Петр Ивашко и а. Александр Гук.

Есть в Королеве на ул. Дубовинській церковь Святого Ильи. Молится в ней община православных Дубовинкы. Интересна ее история. Это небольшое село из нескольких улиц, расположен на расстоянии 5км от Королева и является более древним, чем поселок. Дубовинчани с незапамятных времен занимаются гончарством. Жители села назвали его Пічайдово от слова печь, в которой выжигали различные керамические изделия. Люди старшего поколения еще помнят их: товкани, жбаны, кружки, свистульки в форме петуха, разнообразные дудочки и, даже, поилки для кур. Украиноязычное село не стеснялось его названия, вульгарным воспринимают это слово те, что владеют венгерским языком. Хуже то, что в советское время ремесленники были нежелательным явлением, которое начали вытеснять, создавая им неприемлемые условия. Более того, без их согласия, населенный пункт превратили в обычную улицу в Королеве.

Здесь закончили строительство церкви в 1946 году. В советские времена церковь сняли с регистрации и решили открыть в ней амбулаторию. Пять колоколов забрали в Ужгород в музей под открытым небом, но сейчас они находятся на православной церкви в Кривые Хустского района. С церкви снесли колокольню и установили перегородки, открыли кабинеты. Но у жителей не было доверия к этому заведению, как и ранее, за медицинской помощью обращались к железнодорожной и участковой больниц в Королеве.

В годы независимой Украины верующие добились возвращения культового сооружения. Согласно решения общины, восстановлена церковь снова стала православной. На пасхальные праздники в 2002 году в церкви произошел небольшой пожар, через небрежное отношение к свечам. Были повреждены иконостас и закопчены стены. Благодаря авральным усилиям верующих, последствия пожара удалось ликвидировать в кратчайший срок. 11 лет общество обслуживает в. Роман Щербан, который с большой любовью и уважением относится к своих верующих. Он видит, что из неперспективного населенного пункта Дубовинка превращается в такой, что имеет будущее. Здесь сейчас рождается много детей, а это вселяет надежду. Да и люди здесь, которые свято хранят вековые традиции и, несмотря на кризис, остаются искренними, гостелюбними, поющими, сплоченными и готовыми прийти на помощь. Это и помогает им выжить, даже понемногу развиваться в эти нелегкие времена.

Как уже отмечалось, греко-католической общине не удалось найти взаимопонимание с православными о поочередные богослужения в старой церкви. Поэтому поселковый совет выделил участок для строительства греко-католической церкви еще во 2-й половине 1990-х годов, однако люди не спешили начинать строить, надеясь вернуть старую церковь. В этот период служил в. Иван Исаевич, затем в.Мирослав Сипко. Их преемник а.Степан Федорко понял, что дальше медлить нельзя и объявил о начале строительства. Освящение підпрестольного камня провел в. Тарас Ловска 18 июня 2006 года. Всю ответственность за организацию и процесс строительства взяла на себя тройка активных верующих – Иван Гавриляк, Юрий Чутора и Федор Исаевич.

Все роботивиконувалися местными строителями. Проект изготовил архитектор Василий Черкун.

Через два года у главной дороги предстал храм Вознесения Господня длиной 29 м, шириной 18м, с двумя стройными башнями 29м высотой. Освящение провел владыка Милан 5 июня 2008 года, а 2 апреля 2009 года освящены колокола.

Помощниками в непростом но благородном деле сбора средств стали владыка Милан и в. Джон Зеяк из Америки, которые привлекли деньги из - за границы, дали средства поселковый и районный советы, но главным спонсором и жертвувачем была преданная и упорная королевская община. Люди постоянно делали денежные взносы, помогали материалами и транспортом.

Есть в Королеве (вул. Шевченко) церковь святого Иоанна Крестителя при монастыре Чина Наисвятейшего Избавителя. Основной монастырь этого ордена расположены в Міхаловцях (Словакия). Еще два монастыря ОНИ расположены в Словакии – в Стропкові и Старой Любовне.

Монастырь в Королеве на территории бывшей начальной школы основали в. Стефан Іштваник и игумен а. Юрий Рак. В 1996 году было выкуплено здание для монастырского корпуса. В 1998 году началось строительство церкви по проекту архитектора Василия Черкуна. Основные строительные работы выполнили четыре брата Дербалі. Строительство закончили в 2000-м году.

Еще одно культовое сооружение греко-католиков – это часовня святого Иосифа, которая находится на территории детского приюта. В 1998 году основан женский монастырь святого Иосифа обручника Пресвятой Девы Марии. Сначала для монахинь снимали квартиры, потом реконструировали бывший ведомственный железнодорожный садик, в котором нашли убежище сестры. Сестрами йосафатками при помощи а. Ивана Исаевича в 2001 году был основан детский сад «Назарет», сейчас в нем воспитывается 50 детей. Заведующей есть здесь сестра Иосафата (Александра Зенонівна Каравацька). В 2005 году здесь был открыт детдом семейного типа «Зернышко», в котором воспитываются в основном сироты, сейчас есть 15 девушек. В 2014 году на базе монастыря открыт храм Андрея Первозваннного, а также освящена часовня Теодора Ромжи. Службы здесь правит е. Степан Федорко.

Местная римско-католическая приход основана в XIV веке, в 1560-м году, во времена Реформации, прекратила свою деятельность и была восстановлена только в 1727 году. Костел святых апостолов Петра и Павла, что стоит и сейчас, в 1878 году построил барон Ференц Перени. Орган построил в 1923 году прешовский мастер Юлий Гуно. Начало метрических записей с 1728 года. Обслуживает общину в. Марио.

Есть у римо-католиков часовня рождения Девы Марии. Она относилась к замку. Ее, как и замок, вероятно, был построен между 1272 и 1325-ми годами. Она простояла более 400 лет, однако была разрушена в 1946 году. В 1999 году верующие отстроили часовню. Богослужение здесь проводится раз в год в отпуск.

Королевская реформатская община была создана во время реформации. Как известно, один из баронов Перени – Питер присоединился к реформатов. А это значило, что римско-католическая церковь с 1560-го года прекратила свою деятельность, она была подчинена реформатам. Достоверных данных за этот период не сохранилось. В период рекатолізації картина поменялась на противоположную, теперь реформатская община прекратила свою деятельность и лишь в конце XIX века вновь была сформирована. Нынешняя церковь на 100 сидячих мест построена в 1911 году. Конфискована в советские времена, приход, частично, возвращена верующим в 1998 году. Вторая часть попала в частную собственность. Обслуживает общину пастор Бейло Пелешкей.

Помимо традиционных конфессий, в поселке есть христианская евангельская церковь Живого Бога по вул. Павлова, 3. Молитвенный дом построен своеобразным образом. В советские времена получить землю под строительство такого сооружения было совершенно невозможно. Поэтому пастор этой общины начал на своем участке возведение молитвенного дома, а затем прошел всю необходимую процедуру отчуждения строения и земли в пользу церкви. Правда, это удалось сделать в годы независимой Украины, когда до всех конфессий стали относиться лояльно. В 1994 году община была официально зарегистрирована. Обслуживает ее старший пастор района Иван Иванович Татач. Ему принадлежит идея организации филиала Библейского института в 2009 году на базе королевского молитвенного дома. Состоялось 2 выпуска. 17 жителей района получили звание бакалавра богослівя.

Неоднозначной является ситуация с евангельскими христианами баптистами, которая сложилась из-за позиции ромов, они имеют зарегистрирован молитвенный дом. Русской,15. Пастором здесь служит Богар Иосиф Шамуілович. Они отделились от братства и стали настолько независимыми, что самоізолювалися от всех. Действует в королеве и традиционная религиозная община евангелистов-баптистов, которые имеют молитвенный дом. Суворова,8. Здесь раньше была хлебопекарня, которую община выкупила и реконструировала под культовое сооружение. Пастором здесь служит Игорь Товт.

За годы советской власти, бывшее село Королево, стал поселком городского типа с крупным железнодорожным узлом и развитым сельскохозяйственным производством.

А что в наши времена? Железнодорожный узел, хотя и потерял некоторые позиции, все же остается основным работодателем для жителей Королева. Узел свои функции выполняет, хоть объемы работ значительно уменьшились, а это значит, что и количество людей, которая была уже не востребована. Руководство некоторых железнодорожных подразделений перенесен в Ужгород и Мукачево, но это не стало большой проблемой. Торговля и общественное питание на должном уровне, конкуренция порождает улучшение обслуживания населения. В сельском хозяйстве есть проблемы не только в Королеве, но и всех селах, входивших до этого агропромышленного комплекса. Цех по переработке винограда выкупили украинские инвесторы, и, как обычно, довели его до банкротства. «Королевский сад» прозябает, распродавая остатки из подвалов.

Много людей работает в Виноградове и Хусте, часть жителей, особенно молодежь, на заработках в дальнем и ближнем зарубежье. Другие работают на своих приусадебных участках и паях, разводят домашнюю птицу и скот, что помогает им выжить в этот непростой период.

В Королеве родились известные закарпатские поэты Василий Вароди и Василий Густи. Здесь и сейчас проживает один из лучших русинских писателей современности Михаил Чухран.

( Дальше будет...)

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:Без света более 7 часов: на Закарпатье отключат свет
Читайте на ГК:В Виноградовской области потушили два пожара за сутки: последствия известны (ФОТО)
Читайте на ГК:Проблемы с «эликсиром жизни»: важное предостережение для жителей Виноградова (Список улиц)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский