1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерки истории Виноградовского ч.3 : Ботар, Буковое

15.11.2015 12:32 Аналитика Эксклюзив Голос Карпат

Голос Карпат продолжает публикацию очерков краеведа Ивана Біланчука об населенных пунктах Виноградовского района.

Голос Карпат продолжает публикацию очерков краеведа Ивана Біланчука об населенных пунктах Виноградовского района.

Сейчас предлагаем вниманию читателей описания сел Ботар и Буковое.

Б О Т А Р

Село раньше называлось Братово, подчиняется Неветленфолвівській сельском совете. Ботар - одно из старейших поселений района. Упоминается уже в 1216 году. Название получило от одноименной реки. Раньше село было на три километра от нынешней дислокации. Переселение произошло в 60-70 - ых годах XIX века, когда было построено дорогу Вилок – Холмеу.

В XIV веке фламандское поселение. С ХУ до начала XVIII века преимущественно венгерское. В 1751 году упоминается деревянная церковь св. Михаила, покрытая соломой. С начала Реформации церковь перешла к реформатов. Первый известный пастор Чеке Гашпар с 1573 года проводил службы согласно требований Кальвина. Церковь в Ботар была материнской и имела филиалы в Неветленфолу и Форголані. Запустение реформатской общины и изменение состава всего населения произошла после татарского нашествия в 1717 году. Но и раньше на село делали набеги турецко-татарские мародеры, опустошая его. В 1727 году в комитате Угоча уже нет упоминания о реформатскую общину в селе. В 1786 году снова упоминается реформатская община, но уже как филиал Неветлентфолвівської церкви.

Согласно переписи населения в 1851 году в селе 8 реформатов, 18 римо-католиков, 414 греко-католиков. В 1900 году уже было 85 реформатов. Долгий период ботарські реформаты посещали церковь за три километра в Неветленфолу. Конечно, для старших верующих, особенно в непогоду, это было немалым испытанием.

В 1993 году в селе насчитывалось 150 реформатов, а 9 мая 1994 года ботарська община вновь стала самостоятельной. Осенью 1995 года началось строительство, а 9 ноября 1997 года епископ Гулачі Лайош освятил новую реформатскую церковь. Сейчас настоятелем церкви является Шереш Иван.

Как видно из предыдущих переписей населения, самой многочисленной общиной были греко-католики, которых в переписи населения 1921 года насчитывалось 414 человек, а сейчас их количество оценивают около 600 человек.

В 1903 году освящен стройную каменную церковь Св. Архистратига Михаила. Произошло это за священника Михаила Шубы, дьяка Василия Кевера, кураторов Юрия Дюровського и Михаила Ешпана, звонаря Михаила Кедєша. За отказ перейти в православие священник села Иосиф Легеза был заключен в лагерях Гулага с 1949 по 1954 год. Сейчас настоятелем церкви служит в. Евгений Левдар.

После освобождения в октябре 1944 года из села отправили в сталинские лагеря трех мужей, которые не вернулись домой.

В настоящее время в селе проживает 938 человек. Оно становится известным, и в немалому степени благодаря весьма креативному предпринимателю Тізешу Павлу Павловичу. Простую, на первый взгляд, дело, он дополняет каждый раз какой-то изюминкой. Такой подход дает ему дополнительную выгоду. Так, его фермерское хозяйство “Тізеш” занимается выращиванием экологически чистой продукции, в том числе в животноводстве –разводят породу свиней “монголица”. Его цех по переработке фруктов выпускает 20 видов повидла, и самый востребованный из них – леквар, который делают по старинной прадідівською технологии. Казалось бы, что можно успокоиться, но Павел Павлович на этом не остановился. Рядом с цехом сделал дегустационный зал и музей леквара. Или же возьмем выращивание семян конопли. Известно , что для осуществления этого вида деятельности требуется лицензия Комитета по контролю за оборотом наркотиков. Пришлось больше года потратить на преодоление бюрократической машины, но есть разрешение на 5 лет заниматься этим делом. Сбыт семян обеспечен, его покупает одна швейцарская фирма. Казалось бы можно спокойно отдохнуть. Но, нет. Оказалось, что в Виннице есть фирма, которая из стеблей конопли ткет ткани и делает из них одежду и обувь. Но для того, чтобы сдать стебли конопли, опять же требуется разрешение Комитета по контролю за наркотиками. Это при том, что выращивают в Ботар техническую коноплю без содержания наркотических веществ. Теперь снова оформляются необходимые разрешения. Спросите, а куда раньше дівали это ценное сырье? Просто запахивали, используя ее как натуральное удобрение. Остается только пожелать неуемном П. Тізешу новых нетрадиционных подходов в его фермерской работе.

 

Б У К В В Е

до 1946 года Фоковбіки – лежит на холмистой местности Притисянської долины 8 км от райцентра Виноградов, название получило от окрестных буковых лесов. А название Фоковбіки – банальное объединение слова фагус ( бук по - латыни) и сторону ( тоже самое по - венгерски). В народной молве оно трансформировалось в Фоковбіки.

Относительно молодое поселение. Первая официальные упоминание датируется 1784 годом. В 1847 году описана деревянная церковь. В 1868 году построена каменная церковь св. Ивана Предтечи. В 1949 году церковь подчинены Украинской Православной Церкви Московского патриархата. В 1974-1975 годах ее обновлен. С 1991 года в селе служит в. Павел Староста. Своим отношением к пастырской работы он заслужил авторитет и уважение односельчан, к церкви потянулись люди. Старая, даже переоборудованная, церковь не помещала всех верующих. Поэтому в 1997 году было начато строительство новой церкви, которое осуществлялось исключительно за средства прихожан. В 2008 году новая церковь св. Иоанна Предтечи освятили. О авторитет а. Павла свидетельствует и то, что в течение десяти лет он благочинный Великоком'ятівського округа.

Нельзя не отметить большой вклад в реконструкцию церкви в 1974-1975 годах куратора Андрея Андреевича Старосты. Еще большей была его роль при строительстве новой церкви. Именно благодаря его организаторским способностям, прирожденному умению осуществлять сложные строительные работы, а таких было не мало, удалось успешно ввести в действие храм. И после этого он руководил заменой иконостаса и всеми необходимыми столярными работами.

Согласно чехословацкой переписи населения, в 1921 году в Буковом было 26 домов, проживало 133 человека, из них 62 мужчины и 71 женщина. По вероисповеданию: 110 греко-католиков и 23 иудеи. Теперь в селе проживает 2159 человек.

Буковое было бедным селом, еще в 1966 году почти половина села была застроена старыми домами, в основном под соломой. Оно было известно и как, второй после Широкого, центр самогоноварения, особенно сливовицы. За достаточно короткое время выросли современные дома, неузнаваемо изменился благоустройство села. Способствовала экономическому подъему села удачно выбранная специализация населения по раннему выращиванию клубники. Склоны холмов, на которых расположено село, идеально подходят для выращивания этой культуры. Помогло и то, что в Буковом была бригада совхоза “Виноградовский”, в котором заработки были более стабильны и выше, чем в колхозах.

Сейчас большинство буківчан занимаются выращиванием клубники, правда, в последнее время ее потеснили монополию капуста, помидоры, перец, баклажаны. Появилась новая выгодная сфера – выращивание цветов. Жители села, как настоящие экономисты, выбирают себе ту культуру, которая является наиболее выгодной и наименее трудозатратною. Много буківчан в сезон занимаются сбором грибов, дикорастущих, особенно ежевики. Это довольно заметно пополняет их семейные бюджеты. Есть несколько семей, которые делают веники.

Нужно отдельно подчеркнуть, что в Буковом есть несколько источников питьевой воды, которая славится на весь район. Много виноградівчан берут воду для своих пищевых потребностей именно отсюда.

Несмотря на свою молодость, уже известной фигурой в литературных кругах стала уроженка села Светлана Кедик. Она победила в международном литературном конкурсе “Коронация слова” в номинации “Роман” с циклом сказок “Звездочка”. В 2012 году вышла ее книжка “Мир добра”. Сейчас она работает над новым романом “Исповедь замужней женщины”.

( Дальше будет...)

Иван Биланчук, м.Виноградов

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский