1. Новини Закарпаття
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

ГОЛОДОМОРОМ по ХОЛОКОСТУ

01.12.2016 12:07 Аналітика Ексклюзив Голос Карпат

Что евреям лучше? Быть залюбленными до смерти русскими или заненавиденными украинцами?

Что евреям лучше? Быть залюбленными до смерти русскими или заненавиденными украинцами?

Лет 25 назад известный израильский поэт и журналист Михаил Генделев (земля ему пухом), обучая меня азам журналистики, открыл мне секрет 100-процентного попадания в еврейскую тему. О чем бы ты ни писал: о Холокосте, о Ротшильдах, о Моссаде или о твоей соседке по одесской коммунальной квартире, постарайся начать или закончить статью антисемитским анекдотом. Почему? Объяснять тебе не буду! Если ты дурак – все равно не поймешь. Если умный – догадаешься сам. Так, что сразу начну с анекдота.

Одесса. 18-й год. Погром. В квартиру бедного еврея врываются группа пьяных мужиков. Самый энергичный из них машет крестом над головой и кричит: Братцы, эти жиды нашего Христа распяли? Затем он пытается схватить еврея за бороду. Но тот вырывается и кричит ему в ответ: Это не мы! Не одесские! Вашего Христа распяли евреи из Кишинева!

26 ноября в Ужгороде в день памяти жертв Голодомора группа неопознанных патриотов облила красной краской памятник жертвам Холокоста и разбросала вокруг него листовки с классически нацистским содержанием. В этот же день в Москве жена пресс-секретаря Путина многократная чемпионка мира и олимпийских игр Татьяна Навка вместе с актером Андреем Бурковским в костюмах узников фашистского концлагеря откатали на льду танцевальный номер под музыку из оскароносного фильма «Жизнь прекрасна».

Первое событие социальные сети даже не зацепило. Второе – грозило их просто порвать. Да и понятно. Разве можно сравнить мелкую нацистскую кильку с жирным тоталитарным китом.

Возможно, и я бы не стал упоминать вместе эти события, если бы через два дня не оказался возле вышеупомянутого памятника и лично не убедился, насколько оперативно были устранены все следы произошедшего там вандализма. Красной краски, разлитой щедрой юдофобской рукой вокруг памятного знака, как не бывало, а вот на самой шестиконечной стеле к ней даже не прикоснулись. На мой вопрос, когда будет очищен сам постамент, молодой человек озадаченный установкой дополнительной подсветки вокруг памятника, не скрывая улыбки, заявил, что авторы проекта этой мемориальной композиции решили ее оставить. Она, якобы, вполне символично отражает вину евреев, за кровь пролитую украинцами.

Но, что же все-таки общего между фигурным катанием в Москве и красной краской в Ужгороде? И какое отношение к ним имеет вышеупомянутый антисемитский анекдот? Ведь то, что произошло в прошлую субботу в столице России, без сомнения было продиктовано чувством сострадания к трагедии еврейского народа. А то, что в это же время произошло в столице Закарпатья, было изначально пропитано ненавистью к ним. Да и анекдот вроде бы совершенно не об этом.

Кроме того, после моего звонка официальным лицам в Ужгороде все оказалось не так печально. Главный архитектор города Олег Борщовский рассказал мне, что формально этот памятник городу не принадлежит. Так как был установлен с нарушением всех имеющихся на этот случай городских правил. И если я хочу узнать больше, то должен позвонить автору проекта – гуру закарпатского краеведения Федору Шандору.

В свою очередь Федор подтвердил, что если бы они при установке памятника соблюдали все необходимые правила, то он бы, благодаря городским чиновникам, появился лет через пять. Как раз к следующему юбилею. Так что ему и его венгерским спонсорам пришлось все делать быстро, чтобы успеть увековечить память жертв первой волны Холокоста в Закарпатье.

Поэтому памятник сейчас формально принадлежит спонсорам, но делается все, чтобы перевести его в собственность города. А это значит, что в случае если кому-нибудь еще из местных антисемитов захочется поупражняться в вандализме, последствия этих упражнений будут ликвидировать не зарубежные спонсоры, а известные своей оперативностью городские чиновники.

Кроме этого он заверил меня, что краску с памятника они, конечно, соскребут через несколько дней. Так что на первый взгляд между одновременными событиями в Москве и Ужгороде, а так же с рассказанным мною антисемитским анекдотом нет никакой видимой связи. И все-таки она есть. Начну по порядку.

Не секрет, что практически каждый антисемитский анекдот парадоксален и имеет двойной смысл. Внешне он о том, что одесский еврей, спастись от банды погромщиков пытается перевести стрелку на своих кишиневских единоверцев. Но мало кто замечает, в чем именно главарь погромщиков обвиняют евреев. В том, что они «нашего Христа распяли». И ключевое слово тут – «нашего».

Закарпатские хулиганы-антисемиты красной краской обливают памятник жертвам Холокоста, установленный на деньги венгерских налогоплательщиков, деды которых собственными руками осуществляли этот Холокост. Это наши евреи. Хотим – ставим им памятники. Хотим – их расстреливаем. Ключевое слово – «наши».

В субботу (в священный для евреев день) российское телевидение показывает костюмированный танец на льду потенциального еврея-покойника, поставленный нашим тренером Ильей Авербухом. Ключевое слово – «наш».

В прошлом году за несколько дней до православного Рождества мне позвонил помощник президента Украины Виктор Уколов и спросил, как я – еврей отреагирую на то, что среди костюмированных участников вертепа, поздравляющих Петра Порошенко с Днем Рождения Иисуса Христа будет персонаж в одежде хасида. Я ответил ему, что если его, как и другого участника вертепа с весьма сомнительной репутацией (я имел в виду черта) на глазах у всей страны не станут по веками отработанному праздничному сценарию бить палками, меня это абсолютно не шокирует. Хотя эстетически – это перебор. В результате «наш» хасид и его черт присутствовали, но формально президента не поздравляли.

Резюме. Когда еврейская тема и особенно тема Холокоста используется с благими или наоборот отвратительными намерениями, единственными критериями оценки результатов этих намерений должны стать этические и эстетические чувства. Позволили бы эти чувства показать российским фигуристам танец, умеряющей в Голодомор украинской матери с мертвым ребенком на руках? Нужно ли сейчас ставить дорогие памятники погибшим евреям на деньги Венгерского правительства, когда в больницах Закарпатья нет даже прививок от столбняка?

Что же касается тех, кто, нарушая основные правила этики и эстетики все же проявляет чрезмерную любовь или ненависть к евреям под конец укажу на их главную ошибку. Они почему-то считают всех евреев умными людьми. На самом деле это не так. Это можно определить хотя бы потому, как они реагируют в социальных сетях на фигурное катание в Москве, заканчивающееся расстрелом или к партизанским установкам памятников в Ужгороде. В подтверждение я воспользуюсь рекомендацией моего покойного учителя – известного израильского журналиста и на прощание расскажу еще один анекдот.

К старому раввину одновременно приходят за советом бизнесмен и невеста. Видя, что перед ним неудачник и откровенная дура и не желая тратить на них время, он принимает их вместе. Бизнесмен рассказывает, что ему сделали два выгодных предложения, и он должен решить, кому из двух партнеров отдать все имеющиеся у него деньги. Невеста же спросила у раввина, одевать ли ей в первую брачную ночь ночную рубаку или ложиться в постель голой. Раввин ей отвечает, что наденет она рубаку или нет – значение не имеет. Результат будет один и тот же. Ее все равно поимеют. Затем он поворачивается к бизнесмену и добавляет: Кстати и тебя в обоих случаях ждет аналогичный результат.

Алекс Штрай специально для Голоса Карпат

Цей матеріал також доступний на таких мовах:Російська